Гадания в день апостола Андрея Первозванного: чем аукнутся

Некоторые считают, что праздник апостола Андрея Первозванного – это традиционный день ворожбы или гадания. Дата 13 декабря по новому стилю не привязана ни к каким природным явлениям, но по старому стилю 30 ноября – последний день осени, последняя дань уважения солнцу.

Девушки в этот день гадают на своих суженых. И это своего рода репетиция перед гаданием на Святки (Сочельник). Считается, что если девушке дважды – и в этот день, и на Святки – привидится один и тот же парень, гадание правильное и сбудется.

Чем чреваты подобные развлечения и насколько они безопасны, поясняет Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.

– Андрей, чем опасны гадания?

– О гадании в Священном Писании говорится следующее: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:31), причем далее строго определяется, что занимающийся колдовством или гаданием, согласно ветхозаветному законодательству, должен был подвергнуться смертной казни (Лев. 20:6, 27). Из вышеприведенных слов становится вполне понятно, что подобная практика в первую очередь – это вовсе не безобидная попытка узнать свое будущее или в некоторых случаях неизвестное прошлое, а реальное общение с темными силами.

Обращаясь к колдунам, гадалкам, знахарям, человек показывает, что он уже больше не верит в Бога и Его всесильную помощь, не верит Божественному Промыслу, который устраивает для каждого из нас все именно так, как для нас же самих будет лучше. Однако мы, к сожалению, не хотим впускать волю Божию в свою жизнь, а хотим сами определять свою судьбу, но при этом забываем, что человек вовсе не автономен: наша жизнь, как бы нам этого ни хотелось, зависит не только от нас самих, но прежде всего от Бога, Который, собственно, и дает нам, по слову апостола Павла, «жизнь, дыхание и все» (Деян. 17:25). Человеческое сердце подобно некоему сосуду, который заполняется извне, и потому, если мы не даем себя заполнить Богом, значит к нам приходит диавол и поселяется в нашем сердце. Святые отцы говорят: диавол вовсе не похож на Бога, ведь если Господа очень легко изгнать из нашего сердца, то диавол так просто свои позиции не сдает, но всеми силами старается сохранить то, что ему досталось. В результате человек становится марионеткой в руках темных сил, и его участь заканчивается чаще всего очень плачевно. Пример тому – евангельская притча о бесноватых. 

– Достаточно ли после посещения гадалки покаяться на Исповеди или существует какой-то определенный чин?

– Никакого специально установленного «чина присоединения к православию после посещения гадалок» в Церкви нет. Но в то же время считать, что все наши промахи (а ведь слово «грех» с греческого языка так и переводится: «промах», то есть промах мимо цели, которой является святость) можно легко исправить одним посещением Исповеди, также неверно. Еще святой пророк Иоанн Предтеча говорил всем приходящим к нему креститься на Иордан: «Сотворите же достойные плоды покаяния» (Лк. 3:8). Таким образом, любой наш грех нужно не только исповедовать (исповедь – это, прежде всего, признание в грехе), но и стараться покрыть его и никогда более к нему не возвращаться.  

– Если человек продолжает гадать или обращаться, например, к знахарям и при этом ходит в Церковь, что с ним будет?

– Святитель Иоанн Златоуст пишет: лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие, прибегая к заговорам. Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Он доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Следовательно, услуги ворожеев и знахарей приносят только кажущуюся временную пользу, но на самом деле –несут огромный духовный вред. А потому чем чаще человек будет прибегать к таким услугам, тем сложнее ему будет выбраться из подобной бесовской ловушки.

– Зачем люди гадают?

– Стремление к гаданию можно объяснить только одним способом: человек в силу своего духовно-нравственного несовершенства всегда хотел узнать то, что для него сокрыто, нарушить то, что является запретным. Все это – последствия грехопадения прародителей, ведь как Адам и Ева поддались искушению сатаны, сулившему им стать «как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5), так и их потомки желают открыть для себя неведомое, пусть это будет реализовано даже и посредством бесовских сил. Но при этом мы забываем, что подобные попытки проникновения в область таинственного и загадочного имеют очень высокую цену – человеческую душу, дороже которой нет ничего на свете. Ведь, по словам Христа, даже если мы весь мир приобретем, но повредим своей душе, то окажемся несчастнее всех людей (см.: Мф. 16:26). И именно об этом каждый из нас всегда должен помнить и ценить свое духовное здоровье более всего на свете.

Беседовала Наталья Горошкова