Какая оборотная сторона заповедей блаженств?

Отвечает архиепископ Иоанн (Шаховской).

«Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся… ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа, равно и призванный свободным есть раб Христов… Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен, должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А Я хочу, чтоб вы были без забот» (1Кор.7:20–22, 29–32).

Сокрушающий молот апостольского слова падает на все проявления души мира и уничтожает их земной смысл. Эти апостольские слова надо всегда читать рядом с заповедями блаженства. Они – оборотная сторона заповедей блаженства. Христос обратился к новому, апостол сжигает старое.

Апостол не осуждает «имеющих». Он говорить только, что они «должны быть, как не имеющие»… Апостол помогает понять Христа тем двум, подошедшим ко Христу, из-за раздела имения своего.

Плач и радость – состояния богатства чувств. Пусть же это богатство прилагается к истине, а не к пустоте. Плачущий или радующийся «из-за тленного» – неразумен; «время уже коротко», надо отдавать радость вечной истине, и плач ей же, – ибо образ мира сего уже не существует; «проходить», как мягко говорит апостол.

«Свобода от мира»