Как икона толкует Евангелие. Сретение Господне

Только евангелист Лука описал сцену Сретения. Обратимся к первоисточнику (Лк. 2:22–39), а затем к иконописным образцам, красочно истолковавшим великий двунадесятый праздник.

«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных».    

Святой Софоний так понял символику жертвенных горлиц:   «…Этим Христу угодно было весьма ясно показать, чтобы приходящие к Нему имели умеренность, чистоту, незлобие, благолепие…» [1, с. 406]

Жертвенных птиц подносит на руках Иосиф Обручник. Фрагмент иконы «Сретение Господне». XVIII в. Греция

Блаженный Феофилакт Болгарский сообщает, что горлицы были символом чистого супружества, от которого родилось дитя. Птицу горлицу он называет целомудренной, указывая на то, что она моногамна [2].

Святитель Кирилл Александрийский спрашивает и отвечает: «Но на что же указывает горлица и что означает другое, то есть птенец голубиный, – давайте внимательно рассмотрим это. Так вот, одна – самая говорливая из полевых птичек, другой же – кроткий и тихий; но таким-то и стал для нас Спаситель всех, обладая и высочайшей кротостью, и, подобно горлице, (гласом Своим) наводнив поднебесную и наполняя Своим благозвучием собственный виноградник, то есть нас, верующих в Него» [3].    

«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем.
Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».

Известно, что образ праведного Симеона ассоциировался с Ветхим Заветом и утомленным земной жизнью человечеством [1, с. 383].

Симеон Богоприимец. Фрагмент иконы «Сретение Господне». Ок. 1450 г. Россия

Ветхозаветный праведник Симеон – это человек, проживший, согласно Преданию, более трех веков. Старец знал, что он не покинет этот мир, прежде чем своими глазами не увидит пришедшего в мир Спасителя. Не один праведный Симеон томился ожиданием. Верующие иудеи, его современники, жили в преддверии явления Мессии, Того, кто даст им искупление грехов. Симеон воспринимается здесь как образ одного человека и одновременно всех людей Ветхого Завета, которые молились о приходе Христа Господня [4, с. 124–125].     

«И пришел он по вдохновению в храм».

Богомладенца принесли в Иерусалимский храм, который было предписано изображать  в Сретении так: «В храме под сению, вывершенной куполом, стоит трапеза (с греческого престол); на ней видна кадильница златая» [5].

Сферический киворий. Фрагмент иконы XVII в. Греция

На иконе Сретения престол под сенью занимает центральное место. Сень (киворий) на иконах показывали в виде сферы или шатра . Киворий в иконе – знак того, что событие разворачивается в православном храме [6, с. 83]. В алтаре на престоле можно увидеть священные предметы, связанные с Божественной литургией, Евхаристией.

Шатровый киворий. Фрагмент иконы 1530–1540 гг. Россия

«И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Символ принятия Симеоном священного – его руки, задрапированные тканью. Руки могут изображаться покрытыми у всех, кто окружил Младенца Христа. Знаком благоговения также считается плат на руках Симеона Богоприимца) [6, с. 175].

Фрагмент иконы «Сретение Господне». XVIII в. Греция

Такой плат не единожды встречается на иконах Сретения. Однако есть иное его толкование. Образ Младенца Христа, которого Симеон Богоприимец держит на белом плате, трактуется как евхаристический хлеб. Непокрытые ножки Богомладенца читаются как символ Агнца и Жертвы [7].  

Согбенная фигура Симеона, принимающего Бога, рассматривается как «сосуд, принимающий благодать, а руки старца, смиренно покрытые краем одежды, образуют престол, который приготовлен Спасителю». В руке Спасителя, восседающего на «престоле», может быть свиток – символ отпущения грехов [4, с. 126].      

Фрагмент иконы  «Сретение Господне». Вторая половина XVI в. Россия

«Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий…»
Пророчество праведного Симеона, уже вступившего в Новый Завет, перекликается с более ранними словами ветхозаветного пророка Исаии (Ис. 8:14) «И будет Он освящением, и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима» [1, с. 402].

Сретение Господне – это и встреча Ветхого Завета с Заветом Новым. Символ связи уходящей ветхозаветной эпохи и новой христианской – красная ткань – велум (с латыни парус), покрывающая архитектурные возвышения.

Велум. Фрагмент иконы конца XV в. Россия

Присутствие велума говорит еще и о том, что событие происходит внутри помещения [8]. Есть мнение, что в сцене Сретения велум восходит к образу красной храмовой завесы, сотканной Богородицей, и является еще одним прообразом Евхаристии [9].

«…И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец».
Предрекая Крестные страдания Спасителя, Симеон, по мнению Григория Нисского, предупреждает Богородицу о том, как может ранить и смутить Ее смерть Сына на кресте, пока не наступит Воскресение Христово [1, с. 402]. 

Третья четверть XV в. Россия

«Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

Об Анне было сказано, что она «старица и пророчица, представлявшая собою закон… обветшавший и близкий к уничтожению», и которая «хотя… не ясно говорила о Христе, тем не менее ее речь была не бесполезна для разумных слушателей, как и предвозвещение великого таинства законом в тенях и гаданиях» [1, с. 403]  

Свиток в руке праведной Анны толкуется как знак пророчества [2, с. 196].

Анна пророчица. Фрагмент иконы «Сретение Господне». XV в. Византия

В ее руках может быть свиток, свернутый в трубку, или развернутый, открывающий слова: «Се есть всем чудное избавление во граде Иерусалиме» или «Се приближися избавление всем живущим». Или же, согласно Ерминии, «…Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: Сей младенец сотворил небо и землю» [5]. 

Есть версия, что Анна – это прообраз Сошествия Святого Духа, когда «и сыны и дщери будут пророчествовать» [10].

«И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет».

Так свершилось Сретение. Евангелие открыло нам великое смирение Святой четы, Иосифа Обручника и Богородицы, в почитании Закона Божия и явило остроту духовного зрения праведников, которые возросли до способности узнать обетованного Христа в сорокадневном младенце. Икона Сретения вобрала в себя драгоценный опыт богословского толкования и показала сбывшиеся чаяния о спасении всего человечества, изобразив христианский храм и совершаемое в нем Таинство Евхаристии на фоне уходящего Ветхого Завета. И сегодня для каждого причащающегося Святых Животворящих тайн Христовых Евхаристия – это счастливый миг Сретения Господа.       

Оксана Сьомак