Как привести людей к Церкви?

Очень тяжелая слепота телесная, ибо человек не может видеть красоту этого мира и лишен возможности свободно передвигаться без посторонней помощи. Но еще тяжелее слепота духовная, когда невозможно различить, где добро, а где зло, где правда, а где ложь. Именно в духовной слепоте во все времена истории находится гораздо больше людей, чем в слепоте телесной.

Кто не верует во Христа, который является Светом для этого мира, или верует в Него, но искажено, тот пребывает в темноте. Об этом говорит Сам Спаситель: «Я — Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12).

Кто не идет за Христом и пребывает во тьме, тот как слепой, не видит гармонию и красоту мира. Его глаза во всем видят только беспорядок и проблемы, окружающих он воспринимает как противников, конкурентов, воров и коррупционеров, ожесточенно и непрерывно воюя за место под солнцем, но в результате опять-таки остается в темноте. Ярким свидетельством этого являются ежедневные новости на любом телевизионном канале. Под привлекательными лозунгами именно духовно слепые люди начинают все войны и революции.

Сейчас мы слышали Евангелие об исцелении Христом Спасителем человека, родившегося слепым (см. Иоанна 9: 1-38). Ученики спрашивали у Господа, кто согрешил, он или его родители, что родился слепым. Христос ответил, что причина его слепоты не грех, а это для того, чтобы были явлены дела Божии.

Что делает Спаситель? Если в других случаях Христос открыто не говорил, что Он не обычный человек, и старался не разглашать о чудесах, которые совершал, то тут Он прямо говорит: «Я Свет миру». А дальше из пыли под ногами, смешивая ее со Своей слюной, делает грязь и помазывает глаза слепорожденного, приказывая ему пойти и умыться в купели Силоам. Как только это было сделано, незрячий прозрел.

В настоящее время мы также видим много людей, которые находятся вне Церкви в духовной слепоте, и они не виноваты, что родились там, где никогда не проповедовалось Евангелие. В каждом городе или селе есть те, кого в безбожные советские годы некому было научить основам православной веры. Также многие попадают в церковные расколы или секты не по своей греховности, а под влиянием пронизывающего ветра, который нагоняют политики через СМИ.

Это чудо исцеления слепорожденного подсказывает, как нам самим освободиться от духовной слепоты и помочь освободиться от нее другим людям. Святые отцы учат, что наши слова могут быть услышаны и способствовать исцелению других только в том случае, если они подтверждены конкретными добрыми делами, ибо вера без дел мертва.

Но какие бы великие дела в своей жизни не делали, мы должны относиться к ним, как к пыли, что в один момент может развеяться ветром тщеславия. Исцеляющее действие наши дела получают только тогда, когда пропитываются, как пыль, Христовой слюной, благодатью Божией. Это значит, что в любом деле, которое мы делаем, цель должна быть одна — получение благодати Божией. Если мы преследуем другие цели, то все наши дела и прекрасные слова для обращения в веру людей становятся бесполезными.
Спаситель повелел слепцу умыться в Силоамской купели. Это может указывать на Святое Крещение. Но все мы много грешим, а потому в данном случае это может быть косвенным указанием Христа на покаяние, с помощью которого, по мнению святителя Феофана Затворника, действие благодати Крещения восстанавливается. Он отмечает, что покаяние, поскольку мы не можем не грешить — это единственное средство спасения в наши дни.

Благодаря покаянию, совмещенному с добрыми делами не ради собственного успеха, а ради славы Божьей, мы становимся духовно зрячими и можем видеть и уверенно отличать добро от зла. Только в таком случае за нами дорогой спасения захотят последовать другие люди.

Кажется, что все очень просто, но всегда находятся те, кто подвергают сомнению значение покаяния в нашей жизни. Когда Христос исцелил слепорожденного, это не понравилось фарисеям. Они стали обвинять Спасителя в том, что Он является нарушителем закона, так как не уважает субботу, а значит, это чудо не от Бога. Другие стали говорить, что Христос — грешник, а потому это чудо ненастоящее.

Так и сейчас многие люди избегают покаяния, потому что лукавый дух и недобрые люди им внушают, что не нужно идти к священникам, потому что они такие же или даже хуже нас грешники и законопреступники, а потому надо каяться перед Богом только в душе.

Даже самые дорогие люди, как родители слепорожденного, могут подвергнуть сомнению чудо исцеления, важность покаяния, опасаясь стать изгоями общества, белыми воронами.

Только прозревший человек исповедовал Христа Сыном Божьим и поклонился Ему. Так и сейчас только те, кто благодаря покаянию и добрым делам постепенно освобождаются от духовной слепоты, способны по-настоящему верить и поклоняться Христу.

Сколько людей сейчас чувствуют, где правда, на какой она стороне, но, боясь потерять высокую должность или хорошую работу, выбирают вынужденное молчание или повторяют ложь, распространяемую нечестными журналистами, делающими вид, что активно ищут правду. Но поскольку самым искателям, как фарисеям, которые были свидетелями чуда, правда не выгодна, то все это превращается в затяжной процесс, которому нет ни конца ни краю.

Если мы, братья и сестры, духовно зрячие и находимся в Церкви Христовой, то дорожим же своей верою, постоянно подтверждая ее добрыми делами, не позволяя порочить ее раскольникам и сектантам, не поддаваясь на дешевые обещания политиков.

Как призывает апостол Иаков, память которого мы чтим также в этот день, «будем исполнителями Слова, а не только слушателями, что обманывают самих себя» (Иак. 1:22).

Аминь!