Митрополит Онуфрий: «В жизни с Богом смысл нашего патриотизма»

Ко дню тезоименитства Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

25 июня многомиллионная паства Украины молится о своем Предстоятеле Блаженнейшем Митрополите Онуфрие в день его тезоименитства. Особенно торжественно в этот день в Киево-Печерской Лавре, где на площади перед возрожденным Великим Успенским собором совершается Божественная литургия с участием многочисленных украинских и зарубежных иерархов, духовенства, боголюбивого народа Божьего.

46 лет тому назад, 18 марта 1971 года, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре он был пострижен в монашество в честь православного подвижника IV века преподобного Онуфрия Великого, 60 лет спасавшегося в полном одиночестве в Египетской пустыне. Принимая монашеские обеты, нареченный этим именем 25-летний послушник Орест Березовский всецело посвятил свою жизнь уподоблению своему небесному покровителю, прежде всего, в полном предании себя воле Божией, смирении и любви ко Христу.

Школа монашества

Вспоминая период своего монашеского возрастания в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, где будущий Митрополит за 18 лет прошел путь от послушника до поста благочинного в сане архимандрита, он рассказывал: «Духовная жизнь в обители на первый взгляд ничем не примечательна, состоит из простых, обыденных эпизодов. Но если к ним внимательно относиться, они приносят большую духовную пользу. Монашество – это сложная школа жизни, в которой каждый день сопряжен с большими трудами, как на послушании, так и – что особенно важно – в работе  внутреннего духовного делания: молитве, терпении, смирении. Условия для спасения у нас такие же, как и у подвижников первых веков. Но мы еще имеем великое наследство, переданное нам многими поколениями угодников Божьих, и нужно научиться правильно пользоваться этим наследием, прилагая его к сегодняшнему дню».

Господь дал молодому монаху Онуфрию прекрасного духовника – приснопамятного старца архимандрита Кирилла (Павлова), встреча с которым состоялась на общей исповеди абитуриентов Московской духовной семинарии в далеком 1969 году. С тех пор на протяжении 48 лет, вплоть до кончины старца, их связывало духовное родство,  и последние годы жизни о. Кирилла, когда тот уже был прикован к постели, Владыка Онуфрий регулярно навещал любимого старца. «Бог одарил этого человека большой мерой христианской любви, – рассказывал об о. Кирилле Митрополит. – Он любил всех людей: и тех, кто преуспевал в духовном развитии, и нас, нерадивых. Вот эта любовь рождала взаимное чувство – его тоже любили люди, тянулись к нему. Потому что любовь – смысл жизни. Каждый человек ищет внимания, любви, любви человеческой, взаимной, и Божественной. Этой любовью мы живем. Он был любвеобильным, и это привлекало к нему людей».

Вот этот дар любви Христовой унаследовал и воспитал в себе как главную добродетель Митрополит Онуфрий. Будучи уже наместником Почаевской Лавры в сане архимандрита, а затем и архиереем на Черновицкой Буковинской кафедре, он снискал ответную любовь монашеской братии, духовенства и боголюбивой паствы. Сердце человеческое, верующее христианское сердце нельзя обмануть: оно откликается благодатью Божией на молитву и заботу своего пастыря, тянется к нему, ищет встречи с ним, молится о нем.

Так случилось в январе 1992 года, когда молодой епископ Онуфрий вместе с епископами Тернопольским и Кременецким Сергием (Генсицким), Донецким и Славянским Алипием (Погребняком) дезавуировал свою подпись под обращением архиерейского совещания Украинской Православной Церкви к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о предоставлении автокефалии Церкви в Украине. За это умысливший отделение от Русской Православной Церкви будущий раскольник митрополит Филарет (Денисенко) принял решение сместить Владыку Онуфрия с Черновицкой кафедры и перевести в Ивано-Франковск. Черновицко-Буковинская паства воспротивилась этому.

Сохранилась видеозапись проповеди епископа Онуфрия в кафедральном соборе, в которой он говорил, что вынужден, следуя Церковному Уставу, подчиниться указу священноначалия и покинуть Черновцы. Люди возмущались и плакали. Полюбившие за два года служения молодого архиерея восприняли указ Филарета как личную месть епископу Онуфрию и не допустили новоназначенного епископа к исполнению обязанностей.

Аналогичная реакция верующих была и в Тернополе, где смещенного с кафедры епископа Сергия (Генсицкого) паства закрыла в архиерейском доме, не позволяя ему покинуть Тернополь. Причиной таких действий являлась и безмерная любовь к владыкам, и реакция на антицерковную деятельность будущего раскольника. Не случайно Святейший Патриарх Кирилл, оценивая значение исторического Харьковского Собора в мае 1992-го, низвергнувшего Филарета, избравшего нового Предстоятеля Митрополита Владимира (Сабодана), и бескомпромиссную позицию владык Онуфрия, Сергия и Алипия, назвал подвиг украинских архиереев исповедническим.

Боянская чудотворная плачущая

В десяти километрах от Черновцов на берегу курортного озера Затока находится живописное село Бояны. В сельском храме 18 декабря 1993 года, в канун праздника Николы Зимнего во время богослужения, священник отец Михаил Жар заметил, что на лике Богородицы глаза Божией Матери наполнились слезами, обильно стекающими по иконе. Священник подумал, что на иконе образовался конденсат, но приглядевшись, заметил, что слёзы истекают непосредственно из глаз Богородицы. После завершения службы отец Михаил попросил прихожан соблюдать спокойствие и, положив кусочек ткани в основание иконы, чтобы собрать чудесную влагу, опечатал храм и сообщил о случившемся правящему архиерею архиепископу Онуфрию. Владыка на следующий же день посетил приход, убедился в явлении новой чудотворной иконы.  

В этот период тяжелых испытаний раскола в Украине были явлены еще две чудотворные иконы Божией Матери – «Призри на смирение» в киевском Введенском монастыре и «Избавительница» в Киево-Печерской Лавре.

Вскоре у новоявленного Боянского образа произошло первое исцеление ребёнка со злокачественной опухолью мозга четвертой степени. Его мать, прослышав о чудотворной иконе, в последней надежде привезла в Бояны маленького Георгия. Вскоре врачи констатировали полное исчезновение опухоли. Второе чудесное исцеление у иконы произошло в том же 1993 году. Тяжелобольной (онкология) польский православный священник Игорь приехал вымолить у Матери Божией терпение и силы, чтобы достойно перенести неизлечимый недуг и по-христиански принять кончину. Но Господь судил иначе. Отец Игорь исцелился. Множество чудес, происходящих от этой святыни, были детально изучены и представлены в Синодальную комиссию. 4 октября 1994 года на заседании Священного Синода УПЦ под председательством Митрополита Киевского и всея Украины Владимира икона была признана чудотворной и получила название «Боянская».

28 декабря 1999 года по благословению Владыки Онуфрия при церкви в честь Рождества Богородицы решением Священного Синода Украинской Православной Церкви был основан Боянский женский монастырь.

С 1995 года за день до праздника в честь чудотворной иконы Божией Матери «Боянская», 24 сентября, к Боянской иконе во главе с Владыкой Онуфрием  ежегодно совершался 10-километровый  крестный ход из Черновцов в село Бояны. Эта традиция, установленная Митрополитом Онуфрием, сохраняется и поныне.

Следует сказать, что все начинания в Черновицкой епархии, строительство монастырей, детских домов, воскресных школ и множество других богоугодных дел происходили по благословению и с личным участием Владыки. Он постоянно служил в самых отдаленных храмах епархии, которая охватывает множество румыноязычных сел. Владыка досконально изучил румынский и прекрасно говорил проповеди на этом языке. Еще в молодые годы он поставил цель самостоятельно изучить английский и сейчас в совершенстве владеет им.

За 22 года служения на Черновицко-Буковинской кафедре авторитет правящего архиерея настолько возрос, что, невзирая на церковные расколы и разделения паствы по политическим взглядам, Черновицкая область сохранила единство в вере, раскольники не находили здесь почвы для реализации своих амбициозных планов. Церковь высоко оценила труды Владыки Онуфрия: 28 июля 1994 г. он был возведён в сан архиепископа и назначен постоянным членом Священного Синода УПЦ, а 22 ноября 2000 г. – в сан митрополита. Вплоть до 14 декабря 2007 г. Митрополит Онуфрий являлся главой Синодальной канонической комиссии Украинской Церкви (до её объединения с богословской комиссией в Богословско-каноническую). Тогда же был назначен председателем Церковного Суда Украинской Православной Церкви.

Все эти годы и десятилетия Владыка Онуфрий оставался таким же открытым, доброжелательным и смиренным. Запомнился такой случай 17-летней давности. Один молодой сельский священник после рукоположения спешил в канцелярию митрополии, чтобы получить документы и указ о новом церковном служении в Броварском районе под Киевом. В дверях он столкнулся с монахом в скуфейке, ласково пропустившим его вперед со словами: «Проходи, батюшка». «А ты знаешь, кто тебе двери открывал?» – спросил священника собрат по служению. «Монах какой-то», – был ответ. «Этот монах – митрополит Черновицкий Онуфрий!»

На Киевской кафедре

Без малого три года Блаженнейший Онуфрий несет послушание на ответственном посту Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

Он принял управление Украинской Церковью в сложнейший период политической жизни страны. Тысячи обездоленных людей из прифронтовой зоны покидали родные дома. Сгущались тучи и над Киево-Печерской, Почаевской  Лаврами,  многочисленными православными приходами нашей Церкви. Приемная митрополита была полна посетителей, духовенство и верующие искали защиты у Первоиерарха от посягательств на храмы в различных областях, где вооруженные группы радикальных националистов чинили произвол.  

Все это время, на протяжении трех лет, по благословению Митрополита Онуфрия ежедневно во всех украинских храмах и монастырях возносится сугубая молитва о мире и прекращении междоусобной брани: «Владыко Вседержителю, Господи многомилостивый, приими коленопреклонныя молитвы и смиренныя слезы наша, приносимыя пред Святым Алтарем Твоим в сие время беды и скорби народа Твоего, приими предстательство всех святых сродников наших, коих призываем ныне на помощь и заступление, дабы свет любве Твоея, явленныя на Кресте Твоем, просветил всякого человека страждущего в мире сем…»

Эпохальным событием в жизни страны стал Всеукраинский Крестный ход мира–2016, с участием более 100 тысяч человек. В связи с этим событием Митопополит Онуфрий обращался к украинской пастве: «Мы верим, что Божья Матерь, Которая столько раз защищала нашу землю, и сегодня в слезах стоит около Престола Своего Сына и молится за нас. И мы должны, отбросив гнев, ненависть, злобу, вооружившись любовью и прощением, усилить свой подвиг молитвы: чтобы перестали литься материнские слезы, чтобы дети не оставались сиротами, женщины – вдовами, чтобы молодежь не становилась инвалидами, чтобы наши города и села не были разрушены, а дома – покинуты. Именно такая цель Всеукраинского Крестного хода – хода мира, любви и молитвы за Украину».

В течение месяца с запада и востока Украины шли крестоходцы в древний Киев, чтобы соединиться у подножия памятника князю Владимира на Владимирской горке 28 июля в день памяти Крестителя Руси. Как не злобствовали противоборствующие силы, Господь уберег верующих от  нападений злоумышленников. Это было настоящее Торжество Православия, завершившееся на площади у стен великого Успенского собора Киево-Печерской Лавры. И снова подтвердились слова Спасителя: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её» (Мф. 16:18). Православная Церковь Украины засвидетельствовала: вера и молитвы украинского народа удержат страну от разрушения и раскола.

В таких непростых условиях вошел на древнюю кафедру 122-й Митрополит Киевский.

В одном из интервью, отвечая на вопрос журналиста об огульных обвинениях в СМИ Украинской Православной  Церкви в непатриотичности, Блаженнейший Онуфрий говорил: «Наша Церковь всегда была патриотичной и таковой остается. Наш патриотизм состоит в том, что мы призываем людей жить с Богом, быть в мире с Богом. И в этом мы находим для себя счастье, и через это испрашиваем благодать Божию на свою землю и свой народ. Если человек служит Богу, исполняет Его волю, Его заповеди, правила и законы, он является патриотом в лучшем смысле этого слова. Поскольку через такого человека подается Божье благословение на его труды, отношение к людям, к своей земле, Родине, стране. Если же человек не делает этого и живет в разрез с заповедями Божьими, он может день и ночь бить себя в  грудь, доказывая свой патриотизм, однако будет лишь наносить вред себе, своему народу, своей земле. Потому что через греховный сосуд благодать не подается на землю…»

На сегодняшний день Украинская Православная Церковь во главе с Ее Предстоятелем пользуется наибольшим доверием граждан Украины, объединена 46 епархиями (включая самопровозглашенные ДНР и ЛНР, а также Крым), насчитывает 17 духовных учебных  заведений, более 12 тыс. приходов, более 200 монастырей, три из которых имеют статус Лавры.

***

Уже много лет в свой день рождения Митрополит Онуфрий молится на Афоне.

Недавно в разговоре с секретарем Владыки Онуфрия о. Владимиром я поинтересовался, как принимает людей Предстоятель, есть ли какие-либо особенности этого приема. Священник рассказал, что когда визитеры интересуются настроением митрополита, на подобие того, как это бывает в светском мире: «Как настроение шефа?» – он отвечает: «У Блаженнейшего всегда хорошее настроение». «Хорошее настроение» Митрополита Онуфрия выражено в его повседневной молитвенности и любви к людям, которые являются составляющими его души. О. Владимир вспомнил, как в один из первых дней приема на новом посту Митрополита Киевского и всея Украины его резиденция была полна посетителей. Когда последний человек вышел из кабинета Владыки, о. Владимир облегченно доложил: «Ваше Блаженство, слава Богу, уже никого нет». «А жаль…» – был ответ.

В день тезоименитства Митрополита Онуфрия вместе с многомиллионной паствой хочется пожелать ему многая и благая лета!

Сергей Герук