Почему некоторые люди зарывают свой талант в землю?

Слово духовника Киевских духовных школ, архимандрита Маркелла (Павука).

В прошлое воскресенье Святая Церковь через евангельское чтение напоминала нам, что самым главным в жизни должна быть любовь. Ныне благодаря притче о талантах мы можем подробнее узнать, каким способом стяжать любовь в своем сердце.

Каждому из нас Господь дает разные умения и таланты. У кого-то, как сказано в притче, их пять, у кого – два, у кого – один. Перед всеми стоит задача удвоить их. Когда мы умножаем таланты, то растем духовно и вознаграждаемся от Господа радостью жизни. Если же из-за гнева, зависти, осуждения, подозрительности и других страстей мы не умножаем наши способности, а закапываем их в землю, то обрекаем себя на прозябание во тьме, где нет радости, а постоянное уныние, плач от безысходности и скрежет зубов от причиняемой боли (см. Мф. 25:14–30).

Чтобы убедиться в справедливости слов притчи, не надо далеко ходить. Вокруг нас полно жизненных иллюстраций к ней. Например: какие семьи самые жизнерадостные и счастливые? Те, где каждый член семьи ничего не ожидает от своих ближних, а лишь, жертвуя своим свободным временем, здоровьем, материальными средствами, заботится как можно лучше послужить другим. Там, где думают лишь о себе, или там, где к отношениям примешивается корысть, постепенно исчезает самая большая и несокрушимая любовь.

Посмотрим также на государственную жизнь. Она процветает, где большинство чиновников работает не только ради собственного интереса, а ради всего общества. Если же каждый думает лишь о своей выгоде и забывает о нуждах других или даже начинает их притеснять, диктовать свои условия, тогда возникают кровавые протесты, революции и войны и государство разрушается.

Человек, зарывший талант в землю из-за того, что он посчитал, что его хозяин жестокий, ибо жнет там, где не сеял, собирает там, где не рассыпал, – собирательный образ всех старых и новых революционеров, пытающихся перестроить жизнь этого мира по-новому. Идея прекрасная, но проблема в том, что бунтовщики пытаются её реализовать без Бога, то есть без любви, а на гневе и ненависти ко всем несогласным. Так было в начале ХХ века, когда официальной государственной идеологией был провозглашен атеизм. Так происходит и сейчас, когда под патриотическими и националистическими лозунгами воздвигается новая волна гонений на Церковь.

Давайте, братья и сестры, обратим внимание на слова из притчи, где получивший один талант скрыл его в землю из-за боязни перед жестоким господином. Страх – естественная человеческая реакция перед какой-то опасностью, но он может возрастать до безумия, когда мы грешим. Поэтому проблема скрывшего талант в землю не только в том, что он не потрудился над его преумножением, а и в том, что он был в плену греха, но вместо покаяния, подобно Адаму после грехопадения, вину перелагает на другого.

Ныне очевидно, что большинство тех людей, которые активно выступают за независимость нашей Святой Православной Церкви от Москвы, не блистают своей нравственной жизнью. За большинством из них тянется длинный шлейф беззаконий, от которых они никак не хотят избавиться. С помощью махинаций с церковными канонами они всеми силами пытаются их узаконить. Например, невзирая на попрание многих церковных правил, в отдельной Поместной Церкви уже разрешен священникам второй брак. Но обличительный голос совести не дает им покоя, их преследует страх. Чтобы успокоить себя, вместо покаяния, подобно закопавшему талант в землю, они жестко ополчаются на всех, кто не соглашается с их беззаконием.

Это не должно нас устрашать. Даже если на какое-то время они окажутся победителями в своей борьбе с Церковью, приговор о них окончателен и изменению не подлежит. Согласно притче, конечная участь их во тьме внешней, то есть в аду – месте, лишенном света Божественной любви, где постоянный плач и скрежет зубов.

Почти каждый день Церковь вспоминает мучеников и исповедников, пострадавших за Христа. В этот воскресный день память мучеников и исповедников Казахстанских, иконы некоторых из них с частицами мощей находятся в исповедальном приделе нашего храма. Особо хочется выделить свщмч. Пимена, епископа Верненского, который окончил Киевскую духовную академию и, как и мы, много раз молился в стенах нашей святой Киево-Печерской Лавры. Когда перед ним стал выбор: следовать за Христом на свою Голгофу или смириться с беззаконием, он нисколько не поколебался и выбрал первое.

Чем он руководствовался, что внушило ему мужество? Это любовь к Богу и ближним, которой ныне нас учит Евангелие. Помолимся священномученику Пимену и всем новомученикам и исповедникам Казахстанским, чтобы и нам укрепиться в настоящей жертвенной любви и в годину испытаний не отпасть от Святой канонической Церкви, а быть верным Христу даже до смерти, чтобы не зарыть данный нам талант от страха перед беззаконием.

Аминь!