Почему Церковь так часто напоминает о смерти?

Слово духовника Киевских духовных школ архимандрита Маркела (Павука).

Ныне притчей о богатом человеке, который собрал хороший урожай на поле, Церковь снова напоминает нам о часе смертном.

Получив щедрый урожай, некий человек рассуждал сам с собою: «Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16–21).

Время бежит очень быстро. Незаметно пролетела неделя, как мы собирались в храме, так пролетит и другая неделя, третья, месяц, год, и все мы приблизимся к своему смертному часу, хотя многие стараются об этом не думать, растворяя свою жизнь развлечениями. Да и сама житейская суета, постоянные заботы и труды не дают возможности задуматься о смысле существования и о том, что будет потом, когда жизнь оборвется. Мало кто живет, предвкушая ощущение вечности уже сейчас.

В чем причина этого? Все мы очень самолюбивы, и большей частью нам хочется жить для себя, в свое удовольствие. Но именно в тот самый момент, когда мы принимаем такую мысль и начинаем реализовывать ее, прежде физической смерти («в сию ночь», как сказано в притче) наступает смерть духовная.

Каковы ее признаки?

Под её воздействием, подобно падшему Адаму, многие пытаются спрятаться от Всевидящего Бога за житейской суетой, допуская сомнения в Его существовании, а следовательно, ленятся молиться, ходить в храм, участвовать в Таинствах. Многие пытаются оправдать свое маловерие тем, что в Церкви все попы – обманщики и незачем туда ходить. Как следствие, это приводит к помрачению ума, невозможности отличить главное от второстепенного, непониманию сути происходящих событий. Большинство, как мы сейчас наблюдаем, уклоняется в бессмысленные, провоцирующие безудержный гнев и ненависть политические страсти. Порой кто-то приходит в себя и начинает отличать добро от зла, но без посторонней помощи ему не хватает силы воли и мужества изменить свою жизнь и решительно стать на сторону добра. Постоянные страхи, стрессы и переживания из-за пустяков с небольшими промежутками искусственно создаваемых увеселений вызывают развитие болезней, которые раньше времени сводят нас в могилу.

Есть ли выход из такой плачевной ситуации? Несомненно, и он довольно простой: надо забыть о себе, постараться умертвить свое самолюбие и начать думать о том, как угодить не себе, а Богу, а также, чем мы можем послужить другим людям. Когда мы подобным образом себя настраиваем, в нас воскресает подлинная, преисполненная смыслом христианская жизнь.

Важным средством для настроя себя на такую жизнь является память смертная. «Помни о смерти и вовек не согрешишь», – учит премудрый Соломон. Вот почему Церковь так часто напоминает о смерти, чтобы мы осознавали, что все материальное, накопленное нами, никак с собой не возьмём, и думали не о тленном земном, а о небесном, о стяжании в своем сердце кротости, любви, милосердия.

В этот воскресный день Церковь также вспоминает святителя Филарета, митрополита Московского, просиявшего своими пастырскими добродетелями в ХІХ веке, преподобного отца нашего Варлаама, игумена Киево-Печерского, подвизавшегося на этом святом месте в ХІ веке, преподобного Алексия Карпаторусского, который, несмотря на гонения и преследования, возродил Православную веру на Закарпатье в начале ХХ века и греческого старца прп. Порфирия Кавсокаливита, который жил относительно недавно и почил в 1993 г. Что было поразительным в их жизни? Все они отреклись своего падшего самолюбивого «я» и стремились жить вечностью, постоянно помня о Боге. Когда люди приходили к преподобному Порфирию со своими проблемами (а в поликлинике, при которой он служил, их было немало), то в первую очередь он советовал им впустить свет в храм своей души, то есть вспомнить о Господе, и тогда тьма проблем рассеется.

Кто-то скажет: я помню о Боге, молюсь Ему, но проблем становится не меньше, а может, даже еще больше. Почему так? Как можно понять из морали нынешнего Евангелия, так и должно быть. Пока мы живём лишь для себя, то духовно мертвы, а мертвецы не ощущают боли ни за себя, ни за других. Когда же мы оживаем духовно, то учимся по-настоящему сострадать и сорадоваться, начинаем видеть то, что другие во тьме, через умерщвление себя грехами, видеть не могут.

В скорбях и искушениях надо учиться благодарить Бога, а не отчаиваться. Ибо именно в скорбях, как поется в стихире, грешные обретают утешение. Если мы будем стараться так жить, тогда смерть не будет для нас страшна, ибо, живя не ради себя, а ради Бога и других людей, мы тем самым ее победим и обретем жизнь вечную. Аминь!