Что нужно знать о Крещенском сочельнике и самом празднике Богоявления?

В древней Церкви Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день – 6 января по старому стилю (19 января по новому).  Праздник этот носил название Богоявление, так как центральным его событием было явление Бога миру. Рождество Христово как воплощение Второго Лица Святой Троицы – Бога Сына в человеческое естество. И явление человечеству впервые в новозаветное время Святой Троицы во время крещения Спасителя на реке Иордан святым Иоанном Крестителем. Бог Сын крестился, Бог Дух Святой сошел на Него в виде голубя, голос Бога Отца был слышен с неба.

После выделения в отдельный праздник Рождества Христова в церковном сознании все равно эти два вышеупомянутые праздники воспринимались как нечто единое. Именно потому период от Рождества Христова и до Крещения Господня именуется Святками, т. е. одним беспрерывным праздником. А богослужения обоих праздников являются словно бы зеркальным отражением друг друга. Так, к примеру, Крещение Господне, как и Рождество Христово, имеет свой сочельник, который празднуется накануне (за день) до праздника. В данном случае 18 января по новому стилю.

Сочельником этот день назывался потому, что наши предки варили тогда сочиво – пшеницу с медом и ели только его. Пшеница издревле считалась символом Воскресения Христова, ведь зернышко имеет вид мертвого камня, как бы мертвого тела, но, упав в землю весной, оно изменяется и оживает, выбрасывая зеленый колос. Мед – символ райской Божественной сладости, которую вкусят праведники во Царствии Небесном.

По Уставу в этот день предписывается строгий пост. Практически до окончания вечернего богослужения (обычно – семь-восемь часов вечера) не вкушается почти ничего. Позже можно отведать сочиво и растительную пищу с елеем. Это однодневный строгий пост.

Церковь призывает нас последовать примеру великого постника и аскета, святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ведь именно он по Промыслу Божию, благодаря также своим сугубым аскетическим, постническим и молитвенным подвигам, сподобился лицезреть Святую Троицу во время крещения Спасителя в реке Иордан. Подобно ему, и мы должны несколько истончиться и очиститься, чтобы приблизиться к Богу – к святому празднику Богоявления.

В этот  день положены особые службы. Они словно бы углубляют нас в праздник. С утра служатся царские (великие) часы, на которых священнослужители читают евангельские зачала, посвященные празднику. После часов совершается короткая служба под названием «Изобразительны». После нее начинается Литургия святителя Василия Великого, соединенная с вечерней, на которой читаются паремии (ветхозаветные чтения, посвященные празднику). Поются специальные тропари. И далее служится Божественная литургия. По ее окончании совершается чин великого освящения воды.

Священник кропит ею храм и молящихся. После этого по Уставу можно испить новой крещенской водички, скушать просфору или укрухи (с церковнославянского – несколько ломтей хлеба) и даже выпить немного вина. Вечером 18 января совершается в храме великое повечерие, оканчивающееся литией, после нее служится утреня. По окончании богослужения можно пойти домой и потрапезничать. Пост же окончательно разрешается 19 января после Божественной литургии. Тогда же вновь служится чин великого освящения воды. И часто священники вместе с верующими крестным ходом идут на водные источники, чтобы совершить и там чин великого освящения воды.

Таким образом происходит благословение водоемов.

Именно поэтому праздник Крещения Господня, Святого Богоявления называется еще и Просвещением. Ведь происходит уникальная и беспрецедентная вещь. Во время того как с определенной молитвой священник погружает крест в воду, сам Господь входит в нее и сотворяет из нее некое иное и святое вещество, которое называется в Церкви великой агиасмой, что переводится с греческого как великая святыня. Это словно бы небесный огонь в жидком виде. Он просвещает всю Вселенную светом Христовым, светом Божества.

Станем же и мы, братья и сестры, причастниками этого Божественного света, этой великой святыни и возрадуемся вслед за Пророком, Предтечей и Крестителем Господним Иоанном тому факту, что миру явился Бог – явилась Святая Троица для спасения всех нас.

Иерей Андрей Чиженко