О благоговении

0
41

Что же скрывается за этим сложным, нарочито религиозным словом? От него веет какой-то строгостью, разговор о нем кажется заведомо скучным… И, увы, не только тем, кто далек от веры! Даже мы, называющие себя верующими и воцерковленными людьми, редко о нем вспоминаем! Почему?! Попробуем разобраться.

Благогове́ние означает: 1) чувство священного трепета перед Богом, связанное с осознанием Его беспредельного величия, доверием к Нему как к Всеблагому Творцу и Промыслителю, чувством личной причастности к реализации Его замыслов о мире; 2) глубокое почтение, оказываемое святым Божьим как Его верным рабам и нашим ходатаям; 3) чувство священного трепета перед святыней; 4) глубокое уважение к кому-либо; 5) преклонение перед чем-либо, кем-либо (идолами, «звёздными» кумирами, талисманами, лидерами сект и пр.) [https://azbyka.ru/blagogovenie].

Мы рассмотрим первые три определения. Когда мы слышим слова «раб» и «трепет», сразу возникает представление о Боге, как о грозном повелителе, которого нужно бояться, как злого начальника или строгого учителя, но это неверное восприятие. Бог есть любовь, и благоговение – это чувство глубокого уважения и страх обидеть любимого Отца. Да, сложно полюбить невидимого Бога, и это чувство не возникает внезапно, а вырастает посредством молитвы, благочестивой жизни, Причастия Святых Христовых Тайн, уважения к «братьям» и «сестрам». Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Нужно благоговеть пред Ним <Творцом> и преклоняться не только потому, что Он сотворил нас или даровал нам душу бестелесную и разумную, и не потому, что создал нас лучше всех других, и не потому, что дал нам господство и власть над всем видимым, но потому, что Сам Он нисколько не нуждается в нас.»

«Будь благоговеен, брат, потому что благоговение производит мирное состояние, а мирное состояние рождает бесстрастие», — наставляет нас Ефрем Сирин. А что же происходит с нами, когда приходя в Храм Божий мы шумим, толкаемся, делаем резкие замечания, совершенно не обращая внимание на то, что Литургия уже началась?! Нет мирного состояния, значит и нет благоговения? Почему боимся перепутать подсвечники «за здравие» и за «упокой», но не расстраиваемся, когда не знаем смысла молитвы и служб? Это ли страх Божий?

Никон Оптинский (Беляев) раскрывает причину неблагоговейного отношения: «К священным книгам и священным предметам надо относиться благоговейно. Прежде всего должно иметь страх Божий. Он научает благоговению. Он научает всему доброму. Небрежное, неблагоговейное обращение со святыней получается от привычки. И этого не должно быть». Действительно, когда мы привыкаем к храму, службам, молитве, мы теряем трепетное отношение к ним. Возможно, это связано с тем, что наш духовный рост в этот момент приостанавливается, нам кажется, что мы уже достаточно знаем и просто перестаем стремиться к познанию. Возникает «теплохладность» в вере. «Если ты избрал для себя благоговейную жизнь, то трезвись, чтобы лукавый под видом благоговения не внушил тебе чуждого помысла, а именно тщеславия и гордыни» (Ефрем Сирин).

Что же нужно делать, чтоб приобрести это благоговейное отношение к Богу и всему святому? Обращать внимание на свое поведение в храме, на жизнь в целом, стремится к новым знаниям о вере и исполнению заповедей. Помоги нам, Боже!

 

Приходской молодёжный журнал «Внутри»