Стояние Марии Египетской

0
52

Особой насыщенностью молитвенного настроя и призывом к покаянию отличается богослужение Великого поста. И хотя каждый день поста совершаются свои, необычные для остального времени, церковные службы, есть и среди них выделяющиеся моменты. Таков, например, чин утрени четверга 5-й седмицы Великого поста, в народе называемый «Марииным стоянием».

Вот, уже прошла первая половина Великого поста -времени, в которое Святая Церковь особо призывает своих верных чад к очищению души и стяжанию благодати Божией. По счёту оканчивается уже 5-я седмица постного времени, в среду которой по неизменной христианской традиции совершается богослужение с чтением жития преподобной Марии Египетской – некогда падшей грешнице, а впоследствии великой святой.

Чтение жития этой древней подвижницы, жившей ещё в V-м веке, и богослужебная память о ней являются неотъемлемой частью Великого поста. Это и неудивительно, ведь то, что случилось в жизни преподобной Марии – яркий пример настоящего переосмысления всей жизни с её ценностями и мировоззрениями, – то, что на церковном языке называется покаянием. Такое переосмысление, внутренний взгляд на себя, самопознание нужно каждому человеку вне зависимости от того, сколько грехов он совершил и насколько тяжкими они были. Ведь даже самый малый грех есть по слову Апостола преступление Закона, а соответственно и влечёт за собой смерть души. И эта смерть томит человека самым страшным ощущением, которое мог бы кто-либо испытать – чувством полного отсутствия Бога. Кто-то может подвергнуться этому после смерти, а кто-то уже здесь на земле сам себе устрояет ад. Но всесильная благодать Божия в любой момент человеческой жизни может всё исправить и спасти человека.

Так случилось и в жизни Марии, египетской подвижницы, достигшей высокой святости. Эта женщина покинула родительский дом ещё в юном возрасте, но чтобы зарабатывать что-нибудь на пропитание Мария вынуждена была торговать своим телом. Много лет она находилась в тяжких грехах, но в одно мгновение Промысел Божий привёл заблудшую овцу в храм. Ощутив некую невидимую стену, препятствующую войти в церковь, Мария слёзно стала просить у Бога прощения. Её молитва была услышана, и Мария вошла в храм. И с этого момента блудница оставила все свои немощи и страсти, отсекла свою волю и полностью предалась в руки Божии. Чтобы полностью исправить свою жизнь, бывшая грешница отправилась в пустыню, где провела всю свою оставшуюся жизнь. Там преподобная открыла для себя иное бытие, надмирное существование Бога. Осознав, что к этому существованию призвана и она, Мария Египетская навсегда отрешилась от самой себя и стала истинным чадом Божиим, и уже не чадом плоти.

Жизнь Марии Египетской – пример того, как в жизнь человека входит Господь, по-настоящему, а не только образно. И человек, принимая Бога под кров своего сердца становится соучастником ангельского существования. К этому существованию призваны не отдельные люди, а все мы.

Впрочем, Господь уважает человеческую свободу, поэтому никогда не действует насильно. Но жизнь против Бога сама по себе противоестественна для человека. Хотя это и не означает только, что каждый из нас должен уйти в пустыню, оставив всё. Да, нужно оставить всё, но сделать это внутри сердца, то есть хотя бы на некоторое время забыть о своих пристрастиях и посвятить это время Своему Небесному Отцу. Именно в этом и состоит пример жизни преподобной Марии. Здесь важно не столько то, как она проживала в пустыни и переносила огромные трудности, связанные с таким образом жизни, но то, почему она это сделала, что подвинуло её на такой жизненный выбор.

Полная преданность Богу, которая может созидаться только на любви к Нему – вот что показала и пронесла через свою жизнь Мария Египетская. И преданность эта не должна переходить в слепой фанатизм. Хотя многие так считают, но святые не были фанатиками. На самом деле религиозный фанатизм – это человеческое заблуждение, замешанное на гордыне. Именно он препятствует истинной евангельской любви.

Это особенно важно помнить воцерковлённым христианам, соблюдающим пищевые ограничения во время поста. Никогда христианский подвиг, аскеза не должны быть самоцелью. Как и сама религия, это лишь средство к достижению главной цели человеческой жизни, которую апостол Павел описал так: «прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6;20).

Путь Великого поста пересматривает в своих богослужениях самые главные христианские ценности. Поэтому Святая Церковь в этот же день после чтения жития преподобной Марии Египетской предлагает нам Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Тот самый, который читался в первые четыре дня поста. Но только на этот раз он прочитывается полностью.

Здесь вновь повторяется тот призыв, тот клич души, которым обращается всё человечество к своему Создателю. Скорбь об утраченном Небесном Отечестве, плач о грехах, печаль об отступлении всего мира от Бога, сожаление об утраченной первозданной высоте и красоте ума человека, но вместе с тем и духовная радость, рождающаяся от веры в Бога, утверждающей надежду на Него, которая и в свою очередь взращивает истинную любовь к Богу. Именно таковы мотивы и главные мысли канона.

Истинная любовь к Богу служила и основанием для пустынножительства Марии Египетской, и причиной покаянного плача Андрея Критского, изложившего свои мысли в форме канона. Почему именно любовь? Просто потому, что любовь – это связующая сила существования мира, это главная цель жизни, это причина искупления всего человечества Иисусом Христом, это настоящая духовная сила. И просто потому, что «Бог есть любовь» ( 1 Ин. 4;16).