Шестопсалмием называется одна из важнейших частей Богослужения Православной Церкви, состоящая из шести следующих избранных псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. О важности этой части Богослужения свидетельствует то, что шестопсалмие почти во все время года читается безотложно на каждом Богослужении — повседневном, субботнем и воскресном (исключение составляет Светлая Пасхальная седмица). Об особом значении шестопсалмия свидетельствует устав церковный; он назидает читать шестопсалмие «со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо и моляще о гресех наших»; равным образом указывается уставом и слушать чтение с полным благоговением и тишиною, не позволяя в это время не только шумного движения или громкого разговора, но даже шепота и других каких-либо нарушающих безмолвие, звуков. Чтобы внимание слушающих ничем не развлекалось при чтении шестопсалмия, чтобы они могли удобнее углубляться в смысл читаемого, для этого устав Церкви, пред началом чтения, полагает погашать все светильники. Особое внимание требуется при чтении и слушании шестопсалмия по его содержанию. «Покаяния псалмы сии исполнены суть и утешения», — говорится в уставе. И действительно, все они так трогательно изображают душевные скорби кающегося грешника, страдающего в жизни от своих беззаконий, и твердое упование его на милость Божию, что способны в самом великом грешнике пробудить живое чувство покаяния и вместе надежду на помилование от Бога.
В шестопсалмии, при изображении скорбных чувств души человеческой о своем греховном состоянии, воспоминается (в порядке богослужения) время пришествия Христа Спасителя, возвестившего нужду покаяния для спасения и даровавшего скорбной душе мир и утешение. Посему чтение шестопсалмия предваряется обыкновенно троекратным повторением радостного славословия, воспетого Ангелами, явившимися вифлеемским пастырям в ночь рождения Иисуса Христа: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14).
После этого ангельского славословия дважды повторяются слова покаянного псалма: Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу — Твою (Пс. 50, 17), в которых содержится краткая молитва к Богу о том, чтобы Он Сам Своею благодатию открыл уста грешного человека к достойному возвещению славы Его. За этой краткой молитвой следует уже самое чтение псалмов, составляющих шестопсалмие.
В 3-ем псалме пророк Давид, на опыте своего греховного поползновения, научает нас целомудренной жизни, чтобы никому не делать зла и не презирать законов Божиих. Мы видим состояние души пророка, и упование его на Бога. Домашние бедствия и отношение пророка Давида с сыном Авессалома, есть следствие грехов. Господь определяет, наказателями грешника, именно близких ему людей. Царь Давид, для сохранения народа и не желании подвергать Иерусалим напрасному опустошению удаляеться вместе с детьми, слугами и войнами из Иерусалима. В псалме мы видим как пророк Давид возложил всю надежду и упование на Бога.
В 37-ом псалме пророк Давид изображает свои бедствия, которыми подвергался в жизни, выражает скорбь и ревностное покояние о своих грехах, послуживших причиною этих бедствий. И просит Господа об успокоении от сих бедствий душевных и телесных. Просит чтоб наказание о грехах, вместо строго и во гневе, было милостивым.
В 62-ом будучи в пустыне от преследования со стороны Саула, пророк Давид изливает пламенную любовь пред Богом и выражает твердую надежду на свое спасение, а где любовь к Богу — там презрение всех скорбей и печалей.
87-ой псалом, по содержанию, представляет собой молитву к Богу человека, находящегося в тяжких страданиях. Научая всех, среди страданий, возлагать упование на Бога. И вместе с тем в нем содержаться пророчество о страданиях и смерти Спасителя.
В 102-ом псалме пророк Давид излагает свою благодарную молитву к Богу и описывает благодеяния Божии и милость Господню к боящимся его.
В 142-ом псалме пророк Давид молится Богу об избавлении от врагов. Причину своего гонения находит в своих грехах. Пророк Давид возносит в тоже время молитву от лица всего человечества об избавлении от угнетении и притеснений со стороны диавола и злых людей.
По примеру Давида и мы должны всем существом своим проникнуться любовью к Богу и всецело к Нему прилепиться. Выражением этих чувств должна быть сердечная молитва к Богу и непрестанное памятование О Боге. Помощи и защиты от врагов нашего спасения мы должны, с чувством своего недостоинства, искать у Бога. Давид, будучи пророком, просил у Бога помощи не как награды но как милости, также да будет исполнена и наша молитва этим духом смирения. Духовное общение с Богом, получаемое в молитве, дает человеку истинное наслаждение. А милость Божия, испрашиваемая молитвою, лучше и ценнее для нас всяких благ житейских.