Мы входим в Великий пост – в благоприятное время для изменения мысли ко благу. В последнее воскресенье перед постом — в Неделю воспоминания Адамова изгнания из Рая; входим в воскресенье, называемое также прощённым и мы испрашиваем друг у друга прощения в нанесенных обидах. Наша Святая матерь Церковь ставит нас как бы на порог великого времени переосмысления жизни, когда действительно происходит переоценка наших поступков, когда мы ближним прощаем все прегрешения.
Великий пост — время покаяния, время преображения человека. В последнее воскресенье перед постом Церковь обращает внимание на наше духовное состояние : каково наше сердце, молимся ли за обижающих, и что самое главное – как мы относимся к ближним, прощаем ли нашим должникам и не являемся ли мы сами должниками перед Богом и людьми. В это святое, спасительное время каждый христианин ставит во главу угла цель — ближайше рассмотреть свою жизнь, свое отношение к ближним, и, очистившись от грехов, от губительных привычек, возродиться духовно. Но чтобы Господь помог нам возродиться, избавиться от страстей, мы должны в первую очередь простить всем людям их “духовные долги” перед нами. Ведь Господь так часто призывает нас к этому: “Прощайте, и прощены будете”(Лук. 6:37). Прощение является одной из самых замечательных добродетелей, ведущей нас в Небесные Чертоги.
В Прощенное воскресенье на богослужении читается отрывок из Нагорной проповеди, где Господь научает правильной молитве – “Отче наш” – в которой говорится и о прощении: “и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”. Наши долги – это все провинности пред Богом и Его святыми заповедями. Человек постоянно, ежедневно согрешает, он неоплатный должник пред Богом и остальными людьми. И никак собственными силами человек не отдаст этот долг, Господь может только простить его, как заимодавец прощает долг должнику. А наши должники – это все люди, которые чем-либо согрешили против нас и не в полной мере оказали нам любовь. Слова молитвы требуют от нас, чтобы мы ни к кому не относились враждебно, но всегда были со всеми в согласии, в любви и мире. Об этом ап.Павел говорит : “Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми”(Рим 12,18). И, прежде чем приступать молиться, – примирись с “должником”, иначе молитва не будет принята Богом.
Господь учит любить каждого человека, дорожить ближним. Любить даже врагов, благотворить ненавидящим вас и благословлять проклинающих, т.е. желать им только добра. Спаситель и Сам показывал нам пример безграничной любви ко всем людям.
Предположим, что все люди перестали прощать “должникам”, накапливая в сердцах злость, уныние, гнев и страстное желание отомстить обидчику. Можно себе лишь представить тот духовный хаос, который тогда объемлет человечество…
Прощение можно сравнить с ароматом цветка, который топчут – нам всячески стараются причинить вред, но мы, искренне любя и прощая этого человека, дарим ему аромат своей любви, чтобы он смог приобщиться к вечному, беспредельному и живому.
Примером такой любви и всепрощения является Сам Господь Иисус Христос, Который молился Небесному Отцу о распинающих Его, потому что те люди “не ведали, что творили”. И святые мученики, как духовные свидетели страданий и Воскресения Спасителя и истинные последователи Его, показывали нам примеры прощения. Так, уже первый мученик христианской эпохи перед смертью, побиваемый камнями, архидиакон Стефан до последнего вздоха молился и умер с молитвой об убийцах на устах: «Господи! не вмени им греха сего». (Деян 7:60).
Говоря о вступлении в пост и прощении ближних, Ефрем Сирин – автор известной покаянной молитвы – говорит: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя».
Святая Церковь учит, что прощать надо легко и с радостью, со светлым чувством легкости, что мы, по милости Божией и вследствии собственных усердий, смогли отпустить тяжкий груз обиды, злости и ненависти. Церковь предлагает нам Чин прощения, совершаемый в последнее воскресенье перед постом за вечерним богослужением. Для того, чтобы стать участником совершения этого великого чина, нужно попросить прощения у каждого, перед кем вольно или невольно согрешили, и с чистой совестью прийти к началу богослужения, дабы воздать хвалу Богу, принести достойную жертву любви и всепрощения, чтобы достойно пройти дни святого Великого Поста и встретить славный и радостный, светлый и спасительный для нас праздник Христова Воскресения!